с.Каладжух
Администрация сельского поселения

История

Первоначально с. Каладжух называлось Кала, что в переводе на русский язык означает «КРЕПОСТЬ». Крепость располагалось немного выше современного Каладжуха на высокой холмистой местности, называемой современными его жителями «Хуьруьн кьил», «Куьгьне хуьр хьайи чка» («Верх села», «Место, где было старое село »). В 50 - х годах XX века учитель истории местной школы Джаватов Пирим и учитель  - любитель изучения родного края Эмиралиев Али вместе с учащимися старших классов средней школы занимались раскопками на месте расположения старой крепости Кала. Во время раскопок на глубине около двух метров они обнаружили фундамент крепостной стены и нашли много цельно сохранившихся предметов домашнего обихода и разное холодное оружие (глиняные горшки, кувшины, пахталки, медные подносы, подойники, железные штыки, кинжалы, наконечники стрел и т.д.). Вокруг жилищ были воздвигнуты каменные стены высотой 3 - 4 метров.

   Вход в крепость Кала и выход из неё обитатели осуществляли через деревянные ворота.

  Во время полевых работ ворота обычно закрывались изнутри, ключи оставлялись поочерёдно у ответственных дежурных, которые отвечали за целостность крепости и безопасность её жителей.

Основным занятием жителей крепости было животноводство.     

  Из зерновых в основном сеяли ячмень, рожь, пшеницу, горох. В крепости жило большое количество людей. Достоверность утверждения подтверждает тот проект, что неподалеку от крепости, в урочище «РегъверачI»  («Боковая сторона мельницы») и «Гаралай ягъв» («Кочагар на ветру») находятся обширные кладбища, занимающие площади более 2 га. Мирная жизнь жителей продолжалась до середины XI и начала  XII   века. Примерно в это время между джамаатами сопредельных сел постоянно разгорались междуусобные войны. В результате крепость Кала была разгромлена и опустошена.  На помощь пострадавшим пришли жители селения Кара-Кюре. Со стороны «Экуьнин даг» каракюринцы выделили им земельные наделы для строительства жилья и помогали строить дома, обеспечили земельными участками для возделывания культур.

  В наши дни в с. Кара-Кюре есть большой магал, называемый «КIелетрин магьле» («магал каладжухцев»), который по численности жителей и занимаемой территории равен одной средней сельской единице. В описываемое время (XI - XII ВВ)  жители Кала лишились своих владений «Агъа кIри», «Вини кIри», «Там», «Бекеранд рук», «Тухьур», «ЦIарубур», «Бахчаяр», «Агъа тIун». Часть вынужденных беженцев заложили фундамент нового с. Каладжух в Исмаилинском районе Республики Азербайджан, где ещё продолжали жить их исторические предки со времени Кавказской Албании. Там проживает более 2 тысяч жителей. Другая часть беженцев обосновалась в с. Каладжух Кусарского района Азербайджана. Несколько семей, выходцев из Кала, обосновалось в Рутульском районе, где в настоящее время проживает более 200 жителей. Это единственное селение жителей из старого крепостного села Кала, которое сохранило своё первоначальное одноимённое название. Отдельные тухумы бывшей крепости Кала устроились в сёлах Лацар, Зиндан, Муруг, Кая, ЦIуру - худат, Кириг, Бедиркала, Каякент, а также в посёлках и городах Кусарчай, Худат, Худатбаза, Набрань, Хачмас, Баку, в Каском и Варташенском районах Азербайджана.

  В умах и сердцах людей, вынужденно покинувших крепость, за длительный период скитаний не погасло чувство любви к первозданной Родине - к Кала. После долгих странствований некоторые из них обратно вернулись в свой родимый край и заложили фундамент нового селения, название которому Каладжух. Расположено оно в пятистах метрах ниже от места, где стояла старая крепостная Кала. Новое название Каладжух произошло от Къеле - йиу.(нет Кала), которое под влиянии ем орфоэпических норм лезгинского языка стали произносить как Къележух, Къалажух. В речи название современного села произносится и пишется как Къалажух, а на русском как Каладжух. Основание селения, по нашим приблизительным подсчётом, приходится на 1400 - 1450 годы.   На одной из могил, находящейся в первых рядах большого кладбища, стоит надгробный камень, на котором на арабском шрифте сделана запись: «Могила Мирзехана. Год смерти: 1662 год». На этом же камне есть ещё запись о том, что в новом селении мечеть построена им же, Мирзеханом.

  Хаджи - Давуд - глава суннитского духовенства лезгин, прозванный Хаджи за то, что несколько раз совершал Хадж и посещал мусульманские святыни в Мекке. Родом Хаджи - Давуд Мюшкюрский из с. Дедал Республики Азербайджан. Но надо отметить, что в устах жителей Самурской долины ходят слухи, что его родители являются выходцами из с. Джаба Ахтынского района. Для освобождения и избавления своего народа от чужеземных поработителей Хаджи - Давуд от своего имени направил доверенных людей во все лезгинские селения с воззванием записаться добровольцами в его войско для участия в войне против интервентов. Среди его воинов были выходцы из сёл ЧIехичайской долины, в том числе и из с. Каладжух. Это Тажибов Хазран и Шейхов Рамазан. Восстание потерпело поражение, в сражении погиб и Рамазан Шейхов. Нынешнее поколение каладжухцев лишь наслышано об этом, но документальные данные, дошедших до нас нет. Вслед за этими событиями, т. е. в 1848 г., Шамиль совершил поход против русских в Самурский округ. Местные жители оказали ему и его воинам всемирную поддержку. В числе воинов, сражавшихся в войсках Шамиля против русских, были и каладжухцы Башларов  Мамедшах, Бедирханов Бедирхан и Испатов Ханали. Они сражались отважно. Замужество и храбрость, проявленные в боях против иноверных, Испатову Ханали Шамиль лично подарил шашку, которую хранят его потомки.

   Выходцы из с. Каладжух также участвовали в революционных событиях 1905 - 1907 годов, были участниками гражданской войны. Будучи рабочим одного из Санкт - Петербургских заводов, уроженец с. Каладжух Агабалаев Агабала участвовал в двух революциях, был награждён орденом Дмитрия Донского. Его двоюродный брат Каибханов Надиршах участвовал в революционных событиях 1917 года, был красным партизаном, в годы гражданской войны служил в армии под командованием К.Е. Ворошилова, награждён медалями, демобилизовался из армии по инвалидности. После возвращения в селение работал председателем сельского совета, парторгом колхоза им. В.И.Ленина, в годы ВОВ организовал помощь фронту. Активными участниками гражданской войны также были: Курбанов Гайбат, Мусаев Римихан, Гаджиев Агаси и Сулейманов Балабег. Житель с. Каладжух Асваров Юзбег был личным телохранителем видного революционера из Ахтов Казимагомеда Агасиева. Позже он работал председателем с/совета, долгие годы бессменно руководил одной из передовых полеводческих бригад колхоза. После победы Великой Октябрьской Социалистической революции горцы приобрели полное раскрепощение. На местах были организованы госучреждения для нормального налаживания общественной жизни. Всей этой работой руководили местные советы. В с. Каладжух сельский Совет свою деятельность начал в 1926 году. В центральной России появились первые ростки совхозов, колхозов, а в сельских местностях были созданы комбеды для сплочения бедноты в борьбе с деревенской буржуазией и чистки Советов от кулаков и организации хлебозаготовок. Первыми членами комбеда, организованного в 1928 г. с. Каладжух, были: Каибханов Надиршах, Эвленов Эвлен, Гюлнезеров Каибханов, Седрединов  Седредин, Атемова Дусту, Сутаев Султан, Сардарова Шахнисе, Джамалудинов Джамалудин, Муксаев Тураб. Председателем комбеда был избран Сархатов Мердали, а его заместителем - Ишрефов Жават. В Каладжухе в это время не было ни одного грамотного человека. В селе в целях ликвидации безграмотности открым специальные курсы - ликбез. В селе ликбез начал функционировать в 1922 году. Занятия проводились в частном доме сельской жительницы Микаиловой Гевил. Первыми учителями ликбеза были: Расулов Мугудин из Каракюре, Эфендиев Нажмудин из с. Джаба и Зейналов Зиядин из с. Микрах. Затем эту работу продолжили каладжухцы Гайбатов Умет и Джаватов Пирим. Село состоит из 15 магалов с множеством кварталов, где компактно проживают выходцы из разных тухумов. Каждый тухум имеет своё название. Они следующие: мегьдияр, мензифар, балбутар, самалчияр, тажанар, кекишар, кишияр, кажинар, жибияр, улуяр, небияр, кIецIилар, эриенияр, машахар.

   До организации в селе местного органа власти - Совета делами джамаата села занимался юзбаши ( глава сотни). Последним юзбаши в селе был местный деловой, авторитетный зажиточный житель  Гасанбеков Гюлахмед. А совет, как орган власти, вступил в права в 1926 г. Первым председателем Совета был избран Курбанов Курбан. После должность председателя Совета исполняли: Рустамов Дестебег, Сархатов Мердали, Асваров Юзбег, Бедирханов Векил, Шихов Гаджи, Габибов Мердали, Эмиров Камал, Бабаева Агабиче, Каибханов Надиршах, Гайбатов Умет, Азаев Шамил, Гаджимурадов Камил, Шахвердиев Джанага, Гаджиев Бегала, Шамсудинов Садедин, Камалов Неврет, Везиров Незирмет, Джаватов Вели, Агасиев Бейбдулах, Агарзаева Назпери, Шайдаев Наруллах, Айсаев Тейинали. В годы коллективизации (1936 г.) из числа сельских жителей были репрессированы четырнадцать человек: Гюлахмед, Гасанбек и Эмирбег Гасанбеговы, Михралиев Гажали, Мамедшах Мамедшахов, Сейидкули Атемов, Алипанах Шайдаев, Муртаза Шекиев, Шах Шахов, Агалар - Эфенди, Расул Расулов, Шахкерим и Шихкерим Шахкеримовы , Мамедали Мамедалиев.

  В годы ВОВ из селения Каладжух (сюда не входят призванные из селений Каладжух Кусарского и Исмаиилинского районов) ушли на фронт 138 человек. В их авангарде были коммунисты и комсомольцы. Каладжухцы героически сражались за освобождение от врага блокадного Ленинграда, Москвы, Воронежа, Одессы, Киева, Сталинграда, Севастополя, Новороссийска, Керчи, Белоруссии, Молдавии, Украины, Латвии, Литвы, Кавказа, а также европейских стран. Из числа каладжухцев - воинов выросли замечательные командиры, которые проявляли не только личную храбрость, но и отлично овладевали теорией и практикой военного искусства и повели за собой в наступление на врага отделения, взводы, роты. Все они награждены орденами и медалями. Это: капитан Агабалаев Султангамид, старший лейтенант политрук Джаватов Пирим, лейтенант Эмиралиев Али, капитан Селимов Челеби, старший лейтенант кавалерист Примов Джават, старший лейтенант Сардаров Шихбуба, лейтенант Шамилов Азай, капитан Седрединов Филядин и другие. Отважно сражался на фронтах гвардии лейтенант Эмиралиев Али. Из 138 каладжухцев, отправивщихся на фронты Великой Отечественной войны, пропали без вести и погибли на полях сражений 63 воина, многие вернулись ранеными и инвалидами. Патриотизм жителей села выражался не только в боевых подвигах на полях сражений, но и в самоотверженном труде в тылу. Заметный след в образовательной жизни села оставили учительницы из России: Яцуненко Шура, Вера Васильевна, Глафира  Петровна, Нина Александровна, Мария Николаевна и Анна Царахская.

   Из числа каладжухцев за годы Советской власти выросла целая плеяда образованных специалистов разных отраслей народного хозяйства, чьими свершениями гордятся не только в селе, районе, но и за их пределами.

Документы

  • Все документы
  • Локальные
  • Региональные
  • Отчёты

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie